Рабочая неделя в университетской Точке кипения Сургутского госуниверситета началась с открытия трехдневного семинара по вопросам методического сопровождения и поддержки реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка». Преподаватели Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа – Галина Лебедева и Марина Шалунова – раскроют основные методологические и психологические аспекты подготовки участников к конкурсу.
«Успех каждого ребенка» – один из семи направлений национального проекта «Образование», реализуемый с 2019 года. Его цель – к 2024 году охватить дополнительным образованием 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Для выполнения этой задачи требуется обновить содержание и методы дополнительного образования детей, развить кадровый потенциал и модернизировать инфраструктуру системы дополнительного образования детей.
Отметим, что Ханты-Мансийский автономный округ – Югра оперативно реагирует на изменения, которые происходят в обществе, образовательной системе страны и региона. Так, одним из инструментов по выявлению и дальнейшему внедрению инновационных образовательных программ и методик на территории округа стал региональный конкурс «Педагогический потенциал Югры». С 2019 года этот конкурс успешно реализуется в Региональном модельном центре дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (РМЦ). Он позволяет выявить интеллектуальный потенциал и лучшие педагогические практики дополнительного образования. Кроме того, направлен как на стимулирование профессионального роста педагогических кадров, так и на эффективное развитие каждого ребенка в условиях столь популярной ныне проектной деятельности.
Участниками 36-часовых курсов повышения квалификации стали педагоги из Лянтора, Радужного, Сургута и Сургутского района, Нефтеюганска и Нефтеюганского района, Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. В первый день они поделились на две группы. Сначала одни слушатели курсов искали смыслы и формировали мотивы участия в конкурсе. При этом кандидат педагогических наук Шалунова раскрыла югорским педагогам блок нормативных данных, рассказала, как подать заявку на конкурс, каковы критерии оценивания проектов.
В это время другие под руководством старшего методиста Лебедевой разбирались во всех тонкостях регионального конкурса «Педагогический потенциал Югры». От целей и задач окружного конкурса рабочая группа перешла к обсуждению его номинаций. Их шесть: «Практики управленческой деятельности в дополнительном образовании»; «Практики работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования»; «Практики организации социально-досуговой деятельности детей»; «Практики психолого-педагогического сопровождения в дополнительном образовании»; «Практики создания детско-взрослых сообществ для участия в проектах»; «Практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями».
Принять участие в этом конкурсе могут директора и заместители директоров образовательных организаций, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели, методисты, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, преподаватели профессиональных образовательных организаций (государственных, муниципальных и частных), сотрудники методических центров и муниципальных органов управления образованием.
Таким образом, представить свой передовой практический опыт и обменяться профессиональными идеями есть возможность у педагогов разных направлений.
Программа курсов очень насыщенная. Развернутое целеполагание конкурса, базовая подготовка по предмету конкурса (система дополнительного образования Югры и ее миссия, оценочные средства конкурса, условия для конкурсной успешности, навыки поисковой и исследовательской деятельности, жизнь продукта конкурса после конкурса – эта и другая не менее интересная когнитивная информация ждет слушателей РМЦ СурГУ.
«Опыт проведения конкурса «Педагогический потенциал Югры» в прошедшие годы показал большую потребность педагогов-участников в переосмыслении своей профессиональной деятельности в новых условиях, пробуждении профессиональной активности, в реальной психологической подготовке к конкурсным испытаниям» – проинформировала, приветствуя собравшихся, директор РМЦ Елена Титаренко. Елена Станиславовна пожелала всем плодотворной работы, подчеркнув, что каждый из присутствующих может получить ответы на все интересующие его вопросы.
Умные и интересные идеи, пожалуй, есть у многих в головах. А вот с чего стоит начать, чтобы правильно воплотить их в жизнь, знают не все. Спикер семинара уверена, любая педагогическая инновация должна отталкиваться от инструментария педагогической науки. В противном случае она будет обречена на крах. Итак, для начала необходимо осознать имеющуюся проблему. Далее – предложить ее решение. Обосновать актуальность, то есть объяснить, вписывается ли она в тренд времени и психологическую готовность людей. Педагог-практик Лебедева подчеркивает, новизна идеи – обязательное условие для участия в конкурсе. Если ее нет – это не конкурсный проект! Затем необходимо остановиться на ресурсах, масштабности практики, партнерах. И, конечно же, мотивации как движущей силе, которая поможет достичь желаемого результата; назвать партнеров проекта. «Эксперты должны видеть в вас человека, когда вы будете говорить о ресурсах, – это дополнительные бонусы для вашей индивидуальности!» – резюмирует сказанное член комиссии конкурсов профмастерства.
Учитель детского сада № 78 «Ивушка» Елена Некрасова убеждена, что один из главных постулатов образовательной системы звучит так: «успешность воспитанников напрямую зависит от успешности педагога». В этом году Елена Сергеевна, несмотря на пятилетний лет стаж работы в этой должности, планирует принять участие в конкурсах профессионального мастерства. Именно поэтому сургутянка с большим энтузиазмом включается в процесс непрерывного образования, дабы достойно отвечать на педагогические вызовы современности.
Одна из приоритетных задач данного курса – внедрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы. Спикеры Шалунова и Лебедева, имеющие федеральный опыт разработки программного продукта и обобщения собственной педагогической практики, при первом знакомстве с аудиторией заявили, что это будет хорошая педагогическая практика с пользой для них. Надеемся, каждый из участников по максимуму воспользуется предоставленной возможностью. Ведь как говорил публицист и литературный критик Михаил Нуайме: «Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других».