Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Сургутского государственного университета

Региональный модельный центр
дополнительного образования детей Ханты-
Мансийского автономного округа — Югры
Сургутского государственного университета
8 (3462) 76-31-15
г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
rmc.dod@surgu.ru

Смысловые координаты допобразования

В течение трех дней в Сургутском госуниверситете проходил семинар «Интерактивные методы работы в дополнительном образовании и сопровождение мотивированных учащихся». Спикеры обучающего интенсива – директор центра «ОРТ-карьера», кандидат педагогических наук, представитель уральской ячейки Кружкового движения НТИ Галина Брусницына и методист Центра «Юность Урала» Лариса Ткачева.

В наше время дополнительному образованию детей уделяется все большее внимание. И в первую очередь это связано с инициативой президента Владимира Путина сформировать принципиально новые рынки и создать условия для глобального технологического лидерства России к 2035 году. «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» – заявил президент в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Владимир Владимирович обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) приоритетным направлением государственной политики.

На календаре – 2020-й, через 15 лет российское образование должно выйти на новый технологический уровень через диджитализацию, то есть процесс цифровой трансформации, и преодоление системных несоответствий. Именно на этом сделала акцент, приветствуя участников семинара, проректор по развитию Сургутского госуниверситета Валерия Безуевская. Программа трехдневного интенсива рассчитана на 36 часов. Слушателям курсов предстоит на практике освоить новые технологии, которые подойдут абсолютно всем и в любой дисциплине. «Это сложный шаг, но если не начнем, останемся на том же уровне, а дети будут приходить к нам из школ и кванториумов совершенно с другими ожиданиями. Нам нужно сделать все, чтобы минимизировать этот разрыв сейчас и не допускать его в дальнейшем!» – обратилась к участникам семинара Валерия Александровна.

Государство ставит перед сферой образования непростую задачу – готовить кадры для проектной деятельности, в которой решающую роль играют инновационные методы и работа в команде. В Югре активно развивается детское дополнительное образование. Так, с 2017 года на базе нашего университета открыт Региональный модельный центр дополнительного образования детей (РМЦ). В его задачи входит – организовывать, координировать и анализировать деятельность в этой области. Более того, также здесь ведется работа по повышению квалификации сотрудников системы допобразования и формированию банка лучших практик дополнительного образования детей в автономном округе.

«Нам важно, чтобы все наши преподаватели по максимуму разобрались с интерактивными методами работы в дополнительном образовании. РМЦ работает уже практически 2 года. Нам была поставлена задача обучать педагогов дополнительного образования, когда мы начали это делать, поняли, что в дополнительном образовании все очень грустно, люди учились в советские времена и невозможно с педагога требовать того, чему его никто никогда не учил. Мы понимаем, что надо готовить людей, которые могут генерить идеи, умеют работать в команде, выходить в форматы сетевого общения, договариваться с другими. Это совершенно иные педагогические технологии» – резюмировала Валерия Безуевская.

Специалист ООО «Газпроминформ», по совместительству педагог РМЦ по робототехнике, Ренат Ахметов признался, что пришел на курсы повышения квалификации с целью научиться представлять информацию школьникам в наиболее доступном и интересном для них формате.

Педагог допобразования РМЦ Наталья Лавелина рассказала, что про кружковое движение НТИ узнала пару лет назад. Тогда ее привлекла новая форма организации работы с обучающимися – хакатон: «Название странное, необычное, а по сути, как оказалось, очень подходит нашему объединению дополнительного образования «Основы программирования», руководителем которого в Сургутском естественно-научном лицее являюсь я».

На курсы Наталья Николаевна пришла, чтобы проверить, все ли правильно поняла про новую форму взаимодействия. И, конечно, приобрести новые знания для интересной подачи учебного материала своим воспитанникам.

По итогам первого дня работы педагог РМЦ Лавелина отметила, что узнала об олимпиаде НТИ, ее организационных этапах и профилях. По ее словам, спикеры очень профессионально организовали взаимодействие слушателей курсов. За такой короткий период времени все не только познакомились друг с другом, но и в деятельностной форме открыли для себя суть олимпиады. Наталья Николаевна призналась, что подготовка школьников к олимпиаде НТИ – непростая задача. Тем не менее этот формат интересен школьникам, а соответственно, позволяет наставнику выявить и развить у детей стратегические компетенции цифровой России. Это настоящий вызов и для учителя, и для ребенка! Более того, от участия каждого человека в этих инновациях зависит достижение технологического лидерства нашей страны, улучшение качества труда и жизни россиян.

В ходе семинара слушатели освоили методологию организации хакатона сетевой академии Cisco. Чтобы вовлекать технически продвинутых студентов и школьников в процессы цифровизации экономики и разработки новых продуктов, преподаватели сами должны примерить на себя различные роли участника мероприятия: «организаторов», «экспертов», собственно «участников».

Три команды «участников» («Индиго», «SurGU» и «SmartCrossing») решали задачу, поставленную «организаторами» – организация умного пешеходного перехода. Разработанные проекты участники защищали перед экспертами. Так, одним из проектов стал «Умный пешеходный переход», для создания которого участники использовали датчики движения и специальное программное обеспечение. Проект «Умный город», который разработала команда «SmartCrossing», предполагает установку сенсорного светофора в проблемных пешеходных зонах. Созданный макет показал, как это работает на практике. Команда «Индиго» реализовала проект «Торопыжка»: особые звуковые сигналы предупреждают школьников о приближении к нерегулируемому пешеходному переходу.

Справка: Сетевая академия Cisco – некоммерческая образовательная программа, нацеленная на фундаментальную подготовку IT-специалистов по таким направлениям, как сети передачи данных, кибербезопасность, программирование, системное администрирование, интернет вещей. Академии Cisco представляют собой самый большой виртуальный учебный класс на нашей планете, где используют смешанную модель образования, сочетающую удаленное обучение с занятиями под руководством преподавателей. Академии Cisco – это яркий пример взаимовыгодного сотрудничества между IT-индустрией и учебными заведениями. Программа Сетевой академии обеспечивает жизненно важную технологическую поддержку и средства, являющиеся существенным дополнением к ограниченным ресурсам образовательных учреждений. Слушатели Академий Cisco получают возможность приобрести знания и навыки, необходимые для работы в условиях все более технологически зависимой экономики.

20 февраля спикером обучающего интенсива выступил начальник отдела дополнительного образования и профессиональной ориентации окружного департамента образования и молодежной политики Наталья Романова. Наталья Юрьевна рассказала о развитии кружкового движения НТИ в округе, достигнутых успехах и поставленных задачах.

Сотрудники РМЦ своевременно отвечают на вызовы стратегии инновационного развития Югры и России в целом. Готовя югорских работников сферы дополнительного образования к реализации современных подходов, они ставят перед собой амбициозные и, конечно, достижимые цели долгосрочного развития.

Подводя итоги своей работы, участники поделились инсайтами и впечатлениями от участия в семинаре. Педагоги отметили, что у них появились идеи для реализации и практического применения данного формата, новые подходы к подготовке образовательного процесса, навыки в организации групповой деятельности. А также заметили, что жесткий тайминг и дедлайны в данном формате позволяют сделать работу более эффективной. Важным стало желание участников семинара приложить полученный опыт к реализации такого формата, как хакатон.

Проректор по развитию СурГУ Безуевская Валерия Александровна поделилась с участниками идеей сделать университет сетевым центром по организации олимпиады НТИ. Для реализации этой задачи необходимо переходить к другим методам работы как со школьниками, так и с педагогами школ и учреждений дополнительного образования. Этапом на данном пути станет участие в университетском проекте «Основы проектной деятельности». В рамках данного проекта студенты смогут принять участие в разработке проекта, посвященного Олимпиаде НТИ.

Директор Регионального модельного центра Титаренко Елена Станиславовна обратилась к участникам семинара с предложением: «Мероприятие позволило нам сделать серьезный шаг в понимании системы НТИ, ее ценности и применении. Мы ожидаем от преподавателей Регионального модельного центра обновления содержания программ дополнительного образования. Мы получили колоссальный опыт, и надо задуматься о том, чтобы каждый из предлагаемых предметов обогатить дополнительными технологическими модулями».