Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Сургутского государственного университета

Региональный модельный центр
дополнительного образования детей Ханты-
Мансийского автономного округа — Югры
Сургутского государственного университета
8 (3462) 76-31-15
г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
rmc.dod@surgu.ru

В СурГУ готовят новое поколение технологических лидеров

На прошлой неделе в Сургутском госуниверситете в формате онлайн прошел брифинг по вопросу подготовки югорских старшеклассников к Олимпиаде НТИ. Более 200 человек – руководители образовательных организаций, педагоги, методисты, школьники и их родители следили за прямой трансляцией на YouTube, в ходе которой организаторы постарались максимально доступно донести виртуальным зрителям всю информацию о масштабной программе инновационного развития России – Олимпиаде Национальной технологической инициативы (НТИ), разработанной в 2015 году по поручению президента.

Напомним, с осени прошлого года Региональный модельный центр (РМЦ) на базе СурГУ ведет комплексную подготовку старшеклассников к Олимпиаде НТИ. Именно здесь их обучают по таким образовательным профилям, связанным с развитием «рынков будущего», как интеллектуальная энергетика, нейро- и биотехнологии, беспилотный транспорт и другим передовым научным областям. Все направления Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Школьники и студенты проходят обучение по таким профилям Олимпиады НТИ, как «Геномное редактирование», «Ситифермерство», «Нейротехнологии и когнитивные науки», «Умный город», «Интернет вещей». А затем активно участвуют и становятся призерами различных российских и международных технологических состязаний.

Открыл брифинг начальник управления по науке и инновациям СурГУ Владимир Терещенко. Он рассказал о НТИ, подробно остановился на особенностях Олимпиады НТИ, развитии в России перспективных технологических рынков и отраслей, сквозных компетенциях. А также познакомил зрителей с летней школой для студентов и школьников «Аэрокосмические технологии и геоинформационные системы». Она стартует онлайн 20 июля и будет работать до конца месяца. Школьников и студентов ждет целая серия увлекательных лекций и практических занятий о спутниковых и аэрокосмических технологиях, интерактивных картах и много другой полезной информации. Зарегистрироваться на нее можно, перейдя по ссылке: https://unisurgu.timepad.ru/events/.

Затем к участникам обратилась директор РМЦ Елена Титаренко. Она подчеркнула, что Олимпиада НТИ проводится уже пятый год подряд. Соревнования начинались с четырех профилей и 2 000 участников, а в 2019–2020 году было представлено тридцать направлений и более 61 000 зарегистрированных студентов и школьников. «Если мы посмотрим на статистику регистрации школьников на разные этапы Олимпиады, то увидим, что на второй этап проходит около 9 % зарегистрированных участников первого этапа, а на третий – порядка 19 % участников второго этапа. То есть примерно 1,7 % школьников от тех, кто зарегистрировался на первом этапе, проходят в финал. В Югре цифры также оставляют желать лучшего. В 2017 году команда воспитанников Кванториума г. Нижневартовска заняла третье место по профилю «Беспилотные авиационные системы». В 2018 году два воспитанника этого же технопарка участвовали в финале Олимпиады НТИ. А в 2019 году Даниил Новосёлов из Нижневартовска стал участником лучшей команды 9 классов по профилю «Нейротехнологии». Возникает вопрос, чего же не хватает нашим школьникам для достижения высоких результатов в Олимпиаде? Для участия в ней необходимо сочетание разных компетенций: предметная подготовка, углубленные знания по профильным предметам, опыт решения задач междисциплинарного характера и гибкие навыки», – сообщила Елена Станиславовна.

Для решения всех этих задач Титаренко представила дорожную карту взаимодействия университета и муниципалитетов Югры. В частности, директор РМЦ предложила организовать в муниципалитетах базовые школы, где учеников будут готовить по профильным предметам – физике и информатике по профилям «умный город» и «интернет вещей»; химии и биологии по профилям «геномное редактирование» и «ситифермерство»; информатике и биологии по профилям «нейротехнологии» и «когнитивные науки».

Согласно опыту успешных площадок НТИ в России, наставники отмечают, что для подготовки финалиста Олимпиады требуется порядка трех лет. СурГУ готов стать региональной площадкой подготовки школьников к Олимпиаде НТИ. «У нас есть талантливые школьники, они могут самостоятельно принять участие в Олимпиаде и добиться хороших результатов, но это будут единицы! Если мы хотим повысить эти показатели, нужно работать на перспективу. И начинать эту системную работу надо уже с 7 класса. После того, как ребята пройдут подготовку по профильным предметам и зарегистрируются для участия в первом этапе Олимпиады НТИ, их дальнейшее обучение будет проходить в РМЦ. На площадке СурГУ школьников ждут углубленные тематические модули, проектная работа, хакатоны и командные тренинги. В течение июня мы предлагаем в муниципалитетах определить базовые школы, мотивированных педагогов, которые бы могли вести подготовку учащихся по указанным предметам. А также разработать мотивационные мероприятия, например, «Урок НТИ», «Урок ТРИЗ» и программы углубленной предметной подготовки. С сентября будет информирование и набор учащихся в группы, начнется предметная подготовка. На площадке СурГУ готовы поработать по согласованию плана мероприятий на базе РМЦ, наши наставники будут вести консультирование педагогов школ и специальную углубленную подготовку по определенным модулям. Для школьников из других муниципалитетов в РМЦ предусмотрена онлайн-подготовка. У нас современное высокотехнологичное оборудование, опытные наставники! И мы всегда открыты для сотрудничества!», – резюмировала Титаренко.

Далее доцент кафедры экспериментальной физики Политехнического института СурГУ, преподаватель дополнительного образования РМЦ Сергей Лебедев поделился собственным опытом подготовки учащихся к олимпиаде НТИ по физике. А заместитель директора Политехнического института по техническому творчеству Дмитрий Федоров рассказал, какие задачи решают программисты и проектировщики систем в области блокчейна, больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта. О целях и задачах профиля, связанного с электронной инженерией, «Умный город», финалисты которого решают задачи по автоматизации сбора данных, работы с облачными сервисами, управления транспортными потоками и обеспечения безопасности общественных учреждений и в других, изучение которых позволит создать умный город будущего. И о профиле «Интернет вещей», где необходимо создать технологии информационного взаимодействия физических и виртуальных устройств, оснащенных электроникой и программным обеспечением для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Дмитрий Алексеевич призвал школьников включиться к проектам студентов СурГУ, что позволит им добиться высоких результатов не только в учебе, но и Олимпиаде НТИ.

Татьяна Солтыс, доцент кафедры морфологии Медицинского института СурГУ, преподаватель дополнительного образования, познакомила участников, интересующихся медициной, с профилем «Инженерные биологические системы» и его подпрофилем «Геномное редактирование». Медицина всегда была важной сферой для человека и в будущем ее роль будет только расти. На этом подпрофиле учат проводить трансформацию бактерий, выделять ДНК и даже клонировать гены! Татьяна Викторовна также рассказала о теоретической подготовке к олимпиаде, как у обучающихся формируются навыки hard skills, то есть профессиональные навыки, и soft skills.

О подготовке школьников по модулю «Ситифермерство» поведала ассистент кафедры биологии и биотехнологии СурГУ, преподаватель дополнительного образования Екатерина Сарапульцева. Ситифермерство – это наука будущего. В Атласе новых профессий сказано, что сити-фермер – «специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы – автономные и экологичные конструкции, позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города – повестка ближайшего будущего». Кстати, в 2018 году на кафедре биологии и биотехнологии Института естественных и технических наук СурГУ появилась лаборатория Агробиотехнологии, которая оснащена гидропонной установкой. Студенты-биологи, химики совместно с научными сотрудниками СурГУ изучают строение, жизнедеятельность, закономерности индивидуального и эволюционного развития, распространение и условия обитания целого ряда растений. И все этого делается для того, чтобы создать автоматизированную технологию по эффективному выращиванию полезных растительных культур.

Главная задача Олимпиады НТИ – найти технических специалистов и помочь им реализоваться в профессии. СурГУ ведет подготовку кадров для цифровой экономики и технологического прорыва России. А значит и югорские школьники могут получить свой билет в успешное будущие! К тому же, призовое место или победа в Олимпиаде НТИ дают возможность старшеклассникам либо без экзаменов поступить в вузы, являющиеся партнерами Олимпиады, либо получить весомые бонусы по государственной итоговой аттестации!

Автор: Дарья Вейраух