В рамках крупнейшего в истории России проекта по господдержке университетов – «Приоритет-2030», а также в соответствии с Программой развития в Сургутском государственном университете реализуются пять стратегических проектов: «Цифра нефти», «Югра-Ген», «Кадры для цифровой экономики», «Молодежное предпринимательство», «Таланты-2030». Последний, к слову, направлен на создание условий личностного и профессионального самоопределения югорской молодежи с охватом не менее 60 тысяч человек в год.
С этой целью Региональный модельный центр дополнительного образования детей Югры СурГУ запустил образовательные программы годового цикла по шести кластерам: промышленный инжиниринг, информационная безопасность, агробиотехнологии, геномное редактирование, биотехнологии для экологического мониторинга, научная медиажурналистика. Они реализуются в течение всего года в смешанном формате, включая онлайн-модули и очные образовательные интенсивы. Как отметил ректор СурГУ Сергей Косенок, эти образовательные программы по направлению «Наука» встроены в деятельность университета по достижению национальной цели – создание возможностей для самореализации и развития талантов. Инфраструктура вуза позволяет организовать обучение в отдельных структурных подразделениях (лабораториях, центрах), оснащенных современным оборудованием и необходимыми ресурсами.
Так, на прошлой неделе стартовал интенсив по геномному редактированию и научной медиажурналистике. Их участниками стали 35 школьников 8–10-х классов из десяти муниципалитетов Югры. Образовательный маршрут был рассчитан на 11 дней. В течение этого времени для ребят были организованы лекционные и практические занятия, тренинги по публичному выступлению и коммуникативным навыкам, различные мастер-классы.
К примеру, участникам профиля «Научная медиажурналистика», держателем которого является Академия цифровых технологий (г. Санкт-Петербург), предстояло создать медиапродукт – современный сайт с научным контентом. Для этого им потребовалось освоить стратегии устной и письменной речи в области популяризации научных открытий, технологии виртуальной и дополненной реальности в сочетании с проектной деятельностью, а также навыки работы с научными текстами, в том числе при создании цифрового лонгрида, подкастов, видеорепортажей. – Понимать современную науку и прорывные технологии самому, а затем понятно и увлекательно рассказывать о них – основная миссия поступивших на программу «Научная медиажурналистика». Программа состоит из нескольких треков, каждый из которых представляет собой завершенный курс с набором необходимых компетенций. Итогом же должен стать медиапродукт и апробация полученных навыков в команде сверстников и на Национальной технологической олимпиаде. Еще одним из ожидаемых эффектов является желание выпускников продолжить деятельность в сфере научных медиа, путем создания школьных мультимедийных студий, – сообщила руководитель программы «Научная медиажурналистика» Екатерина Куприянова.
С помощью геномного редактирования можно вносить изменения в ДНК, тем самым, избавляя человека от различных наследственных заболеваний, бесплодия и других патологий. В ходе работы над проектами, созданных еще на апрельском интенсиве 1.0, школьники провели «ревизию» собранных материалов, подготовили литературный обзор по выбранной тематике, не на словах, а на деле освоили современные биомедицинские методы исследования – иммуноферментный анализ, хроматографию, полимеразную цепную реакцию в генетической лаборатории. Полученные навыки позволят школьникам не только получить высокие образовательные, исследовательские и продуктовые результаты, но и возможность представить свои идеи на олимпиаде Национальной технологической инициативы, конкурсах профессионального мастерства JuniorSkills и «Больших вызовах» образовательного центра «Сириус», которые пройдут в ноябре 2022 года.
Справка: СурГУ – университет нового типа, который поддерживает и обеспечивает инновационное экономическое развитие региона через концентрацию интеллектуального потенциала, современную научно-образовательную инфраструктуру и приближение к потребностям регионального бизнеса. Он стремится стать интегратором передовых технологий и лучших мировых образовательных практик для инновационного развития автономного округа. В рамках программы «Приоритет-2030» к 2024 году СурГУ должен войти в сотню университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы.
Автор статьи: Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры