На прошлой неделе в Региональном модельном центре дополнительного образования детей Югры сформированного на базе СурГУ стартовал образовательный интенсив 2.0 «Future Biotech» для учащихся 8–11-х классов в очном формате. Он проводится в рамках стратегического проекта «Таланты-2030», а также регионального проекта «Успех каждого ребенка». 24 школьника из пяти муниципалитетов Югры в апреле уже прошли интенсив 1.0, освоив программу онлайн-модулей «Экологический мониторинг для оценки окружающей среды» и «ХИМБИО». В этот раз им предстояло познать азы агро- и биотехнологий для оценки окружающей среды. Напомним, программа обучения, главная цель которой – создание условий для профессионального самоопределения в области биотехнологических специальностей, разработка авторских проектов и подготовка школьников к участию в федеральных, региональных конкурсах и олимпиадах, направлена на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла, биотехнологий будущего.
В течение двух недель ребята проходили основы ораторского мастерства, работали в лабораториях, посещали различные тренинги, в том числе по командообразованию, и все для того, чтобы их идеи увидели свет. Школьники проводили экологический мониторинг воды из скважин, рек и водоемов, тестировали почву на загрязнения с помощью различных биотестов, химического и микробиологического анализа – этому был посвящен интенсив «Биотехнологии для оценки окружающей среды».
Магият Муслимова из Лангепаса решила проверить воду на токсичность с помощью кресс-салата. В 2019 году свое исследование, посвященное мониторингу водоемов Нижневартовского района по морфологическим признакам рыб, она уже презентовала на Олимпиаде школьников «Шаг в будущее», заняв первое место. На этом интенсиве решила усовершенствовать свой проект: «В эти водоемы сливаются отходы Северо-Покурского нефтяного месторождения. Тогда исследования показали, что два водоема из трех в пределах нормы, третий – самый загрязненный. Сейчас наша задача провести мониторинг тех же водоемов с помощью химического анализа и биоиндикации по кресс-салату. Таким образом сравним результаты. Своим проектом я хотела бы обратить внимание властей на проблемы экологии. Надеюсь, мне удастся реализовать свою идею», – говорит одиннадцатиклассница.
Параллельно в соседней аудитории участники изучали технологию работы на гидропонной установке, методику приготовления питательных растворов и выращивания микрозелени, тем самым получив представление о перспективах развития агробиотехнологий как направления научной и практической деятельности человека.
– На этом интенсиве они более подробно знакомятся с методиками управления фермой, обработки материала, химического анализа, микроскопирования растительного сырья, программированием – это уже уровень студенческой программы. Направление «Агробиотехнологии» сегодня очень актуально. Витаминов и микроэлементов в растениях, культивируемых на гидропонных установках не меньше, чем в культурах, выращенных традиционным способом, а где-то даже превышает эти показатели. И в этом преимущество данной технологии. Кстати, в наших лабораториях мы выращиваем не только пищевые, лекарственные растения, но и занимаемся их микроклональным размножением. На сегодняшний день отработана такая технология для получения саженцев сортовой княженики арктической, при этом микрорастения, полученные в пробирке, пересаживаются в условия гидропоники, где доращиваются до размеров саженцев. Таким путем мы можем в достаточно короткие сроки получить большое количество здорового посадочного материала, который будет устойчив к перенесению неблагоприятных условий, – пояснила доцент кафедры биологии и биотехнологии ИЕиТН Зоя Самойленко.
Татьяна Письмакова из Нижневартовска уже второй раз приезжает на данный интенсив, чтобы получить как можно больше знаний, углубиться в тему и тем самым доработать свой проект, который она посвятила биоразлагаемым пленкам. Это станет спасением для окружающей среды: «На первом интенсиве было больше теории, работы с мягкими навыками, сейчас же это практико-ориентированная деятельность, углубленное изучение и погружение в тематику своих проектов. Я очень рада, что попала на этот интенсив, который даст мне необходимые инструменты для грамотного осуществления задуманного. Биоразлагаемые пленки как органические отходы могут быстро разлагаться, служить компостом или удобрением. Отрадно, что сейчас начали активно популяризировать тенденцию раздельного сбора мусора, заботясь тем самым об окружающей среде. Свой проект хотела бы представить на конкурсе в «Сириусе», внеся тем самым вклад в улучшение экологии».
Полученные компетенции ребята смогут применить в ноябре на олимпиаде Национальной технологической инициативы, конкурсах профессионального мастерства JuniorSkills и «Больших вызовах» образовательного центра «Сириус». Задача общая – успех каждого ребенка!
Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова