В рамках стратегического проекта «Таланты-2030», а также регионального проекта «Успех каждого ребенка», основная цель которого – выявление, поддержка и развитие способностей, талантов у детей и молодежи, завершился образовательный интенсив программы круглогодичных инженерно-технических школ Сургутского государственного университета по кластеру «Промышленный инжиниринг». Данная программа направлена на освоение школьниками 8–11-х классов перспективных технологий и сервисов интеллектуальной энергетики, электронной инженерии, построения сетей и обеспечения связи в различных условиях.
Участниками программы стали школьники из Сургута, Сургутского района и Мегиона – всего 21 человек. Все они прошли подготовку, освоив повышенный уровень сложности в рамках интенсива 1.0 весной текущего года. Теперь им предстояло доработать начатые проекты, углубившись в технологию создания минимального жизнеспособного продукта.
– Здесь собрались самые талантливые и целеустремленные. Осталось совсем немного – взять конкретные знания, увидеть полезное на данной площадке и включить все это в свою деятельность, результатом которой станет настоящий продукт. Его вы сможете представить на различных региональных и федеральных конкурсах, прославив Югру своими достижениями, – сказала директор Регионального модельного центра дополнительного образования детей Югры Елена Титаренко.
В рамках интенсива 2.0 молодые разработчики побывали с экскурсией в Центре управления сетями АО «Россети Тюмень», где узнали все о Тюменской энергосистеме, тенденциях ее развития, возможностях цифрового оборудования и интеллектуальных технологиях, а также прошли профориентационный марафон, серию тренингов по тайм-менеджменту, самопрезентации, созданию личного бренда, командообразованию, решали участники и кейсовые задания, прокачав свои Hard skills.
– Проекты – это совокупность компетенций и комплекс мероприятий, направленный на получение уникального продукта, товара или услуги. На этом интенсиве мы должны довести все идеи до макетирования и прототипирования. Для этого школьникам необходимо рассмотреть свою идею с разных точек зрения – с позиции архитектора, главного инженера, маркетолога и аналитика. То есть кто-то будет заниматься электромонтажом, системным администрированием, кто-то проверит безопасность технических систем, а кто-то займется умной энергетикой и интернет вещей в умном городе. Каждый должен сформировать свое представление о конечном продукте, сделать объектную разбивку, компонентную сборку и определить дальнейший сценарий деятельности. В конце смены они проработают архитектуру на уровне схем, диаграмм, графиков, а благодаря технической базе СурГУ смогут реализовать свой прототип. Кроме того, параллельно с архитектурным проектированием, когда есть общая концепция технического объекта, должна быть поставлена исследовательская задача по выявлению закономерностей существующих данных, оптимизации, разработке модели в системе MatLab, – прокомментировал заведующий кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Виталий Рыжаков.
В течение двух недель команды участников работали над комплектацией шести проектов, посвященных развитию интеллектуального транспортного сервиса для повышения эффективности использования городских парковок, современной смарт-одежде, которая стремится сделать жизнь человека более комфортной, разработке сервиса «Профессиональный компас», основное назначение которого – самоопределение старшеклассников, оказание им профессиональной помощи в выборе вуза и специальности. По словам авторов проекта, добиться желаемого им помогут нейросети и веб-сервисы: «Подростки испытывают потребность в определении сферы профессионального развития, некоторые старшеклассники затрудняются в выборе вуза, у большинства из них отсутствует представление о востребованных на рынке труда профессиях. Наш ресурс, благодаря профтестированию, подсистеме сбора данных с вузов, сайтов с вакансиями, ознакомительным видеороликам, а также панораме города позволит влиться в инфраструктуру и примерить на себя различные роли – врача, учителя, госслужащего, банкира и др. Таким образом, мы улучшим систему профориентационной работы с абитуриентами», – рассказал будущий программист, ученик средней общеобразовательной школы № 6 г. Сургута Никита Каргатан.
Основой промышленного инжиниринга является разработка и практическое использование технических и технологических решений. Однако в условиях рынка важно не просто предложить оптимальный вариант, а сделать его экономически выгодным и эффективным с упором на конкурентоспособность. Поэтому вопросы экономики и управления бизнес-процессами, использование современных систем информационных технологий, постановка системы менеджмента также значимы в инжиниринге, как и технологическая сторона вопроса. Как раз на интенсиве 3.0 молодым разработчикам предстоит проработать экономичную часть своих проектов. Но это пока только планы. Сейчас школьникам предстоит применить полученные компетенции на олимпиаде Национальной технологической инициативы, конкурсах профессионального мастерства JuniorSkills и образовательного центра «Сириус», которые стартуют в ноябре.
Справка
В 2022 г. Региональный модельный центр дополнительного образования детей Югры запустил образовательные программы годового цикла для выявления и поддержки одаренных детей по пяти кластерам:
1. «Агробиотехнологии и технологии живых систем».
2. «Биомедицинские системы и генетические технологии».
3. «Информационная безопасность, Искусственный интеллект».
4. «Научная медиажурналистика и новые медиа, кросс-культурная коммуникация».
5. «Промышленный инжиниринг».
Обучение по программе «Промышленный инжиниринг» стартовало в феврале 2022 года. Образовательный маршрут включает систему разноуровневых модулей для школьников и повышение квалификации для педагогов-наставников на стажировочной площадке СурГУ.
Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова