Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Сургутского государственного университета

Региональный модельный центр
дополнительного образования детей Ханты-
Мансийского автономного округа — Югры
Сургутского государственного университета
8 (3462) 76-31-15
г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
rmc.dod@surgu.ru

Решая приоритетные задачи государства

Президент России Владимир Путин, говоря о значимости создания в стране современной системы профессиональной ориентации, подчеркивает: «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании». Выбор профессии – одна из сложных задач. От осознанности этого шага зависит не только будущее человека, но и его успешная профессиональная деятельность.

В формировании профессионально-ориентированного поколения заинтересованы все участники образовательного процесса. Именно с этой целью департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Региональным модельным центром дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019 году было проведено анкетирование учителей технологии образовательных учреждений региона, заместителей руководителей и специалистов органов управления в сфере образования, курирующих профессиональную ориентацию и преподавание предмета «Технология».

Результаты анкетирования показали, что педагогическое сообщество нуждается в методических мероприятиях по формированию компетенций и общего информационного поля о ранней профориентации обучающихся.

Отметим, в СурГУ выстроена системная работа по обновлению теоретических и практических знаний югорских специалистов. В связи с повышением требований к уровню квалификации в процессе формального и неформального обучения воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования осваивают современные методы решения профессиональных задач.

Обучение югорчан ведут как ученые СурГУ, так и специалисты из других российских вузов. На площадке детского технопарка «Кванториум» города Нефтеюганска с 10 по 14 февраля ведущие профессора Герценовского университета (Санкт-Петербург) проводят курсы повышения квалификации для учителей технологии и педагогов дополнительного образования «Реализация моделей ранней профориентации обучающихся, основанной на современном технологическом образовании».

Более 70 педагогов из Нефтеюганска и Нефтеюганского района освоят концептуально-правовые основы современного технологического образования, современные формы интеграции основного и дополнительного технологического образования детей и молодежи, современные подходы к проектированию рабочих программ и материально-технического обеспечения занятий по технологии, методы и технологии реализации технологического образования. Педагог дополнительного образования Центра компьютерных технологий Флорид Фаткулин признался, что пришел за новыми знаниями и практиками. «Мир не стоит на месте, поэтому и нам, педагогам, нужно осваивать новые компетенции и методики» – прокомментировал Фаткулин.

Приветствуя нефтеюганских педагогов, проректор по развитию СурГУ Валерия Безуевская подчеркнула, что слушателям курса представился уникальный шанс «пообщаться с первоисточниками». Это ученые, чей труд посвящен оценке качества и стратегии развития российского школьного образования.

О региональной концепции развития профориентационной деятельности образовательных организаций Югры рассказала начальник отдела дополнительного образования и профессиональной ориентации окружного департамента образования и молодежной политики Наталья Романова. На сегодняшний день в Югре более 600 организаций включены в систему дополнительного образования. Особый акцент представитель окружного департамента сделала на Региональном модельном центре, который успешно функционирует в нашем округе с 2018 года.

В первый день курсов повышения квалификации доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Андрей Бахмутский прочитал комплекс лекций, посвященных модели системы ранней профориентации обучающихся 5–9 классов. Работу с аудиторией Андрей Евгеньевич начал с фразы, что человеческий капитал – это главный показатель уровня образования, ключевым фактором которого является личностное самоопределение. Бахмутский привел статистические данные компании Deloitte Global Human Capital – 2017. Россия занимает четвертое место в мире по объему человеческого капитала и лишь 42-е – по реальному использованию навыков в труде и включенности в непрерывное образование. По «доступности квалифицированных работников» наша страна занимает только 89-е место в мире. «Этот разрыв нужно устранить! Наша задача, чтобы человек не только говорил, но и прекрасно представлял, какой будет его будущая профессия!» – сказал профессор северной столицы России.

Лектор также говорил о том, что самая высокая мотивация к учению выявлена у учащихся второго класса и студентов первого курса. Затем интерес к обучению падает. В период подросткового и юношеского возраста на первом плане – проблема поиска смысла жизни. Еще не закончился процесс принятия ценностей и актуальна подростковая вера в осуществление всех желаний. По его мнению, сформировать систему ранней профориентации школьников позволят следующие механизмы: переформатирование преподавания учебного предмета, в данном случаи – урока «Технология»; обновление содержания и методов обучения предметной области «Технология», привлечение социальных и индустриальных партнеров. А на муниципальном и региональном уровне должно осуществляться содействие обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций и координация сотрудничества с предприятиями и учреждениями.

О ранней профориентации школьников как важнейшем направлении профессионального становления личности поведали и коллеги Андрея Евгеньевича – кандидаты педагогических наук, доценты Олег Костейчук и Анна Сарже. Модернизация российского образования обуславливает инновационные процессы в системе подготовки педагогических кадров, особенно в области технологического образования. Спикеры объяснили аудитории, как и главное для чего в учреждениях дополнительного образования реализуется технологическое образование.

Таким образом, содержание курса ориентировано на подготовку работников сферы дополнительного образования к реализации современных подходов к организации технологического образования школьников в соответствии с вызовами четвертой промышленной революции и стратегиями инновационного технологического развития Российской Федерации. Следующие курсы повышения квалификации пройдут в Сургутском госуниверситете с 24 по 26 марта для педагогов Сургутского района, Нефтеюганска и Нефтеюганского района.