Интенсив проходил с 31 мая по 11 июня в «Мастерской талантов «Сибириус» и Сургутском государственном университете. Участие приняли 70 школьников из разных регионов России. Организаторами выступили Мастерская талантов, АНО ДО «Современное образование», «Школа 21» в Сургуте и Школьная лига по заказу Депобразования и науки Югры.
Программа помогла участникам раскрыть литературные таланты, получить навыки генерации фантастических идей и проверки гипотез, составления сюжетов и проработки персонажей. Ребята получали новые знания, общались с литераторами и учеными, а также создали свои медиапродукты и художественные произведения.
Участниками стали школьники 14–17 лет из Югры, а также Тамбовской, Свердловской, Московской, Пензенской, Курганской, Омской, Челябинской, Иркутской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан и Ставропольского края.
«Образовательная программа «Литературное творчество» по научной фантастике позволила детям заглянуть в будущее и стать его творцами. Мы не просто обучали ребят писать, мы вдохновляли их на создание новых миров, которые могут однажды стать реальностью. В условиях быстро меняющегося мира такие навыки крайне важны. Верю, что участие в нашей программе станет первым шагом к большим открытиям и достижениям для каждого участника», — рассказала научный руководитель программы в Сургуте, директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО Елена Казакова.
Посещая лекции и мастер-классы и работая в командах, школьники решили пять кейсов от партнеров программы.
Создатели вселенной «Хроники разбитого мира» Евгений Борисов и Дмитрий Копьев предложили ребятам погрузиться в мир их фантастических книг и дополнить вселенную новыми персонажами, местами и сюжетными линиями. Участники продумали хитросплетения сюжета, и в итоге у них получился новый рассказ, который можно почитать по ссылке: http://project9826747.tilda.ws/.
«Особенно понравился слог: ребятам удалось повторить наш стиль, их история легко читается. Есть, что доработать и расширить по сюжету, но времени было очень мало, и даже в таких жестких рамках ребята успели прописать много подробных деталей. Видно, что погрузились в материал и искренне переживают за судьбы изобретателя Арнольда и киберпетуха. После программы, если у ребят останется интерес, мы сможем эту историю чуть расширить, доработать, приземлить еще больше в лор и опубликовать отдельным файлом», — отметил Евгений Борисов.
Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов попросило школьников проанализировать материалы Регистра научно-фантастических идей, выявить случаи, когда фантастические идеи стали реальностью, и подтвердить это ссылками на научные работы и патенты. Существует ли солнечный парус или молекулярное кафе? Проходите тест по ссылке и узнавайте о том, какие технологии из научной фантастики стали реальностью, а какие так и остались на страницах художественной литературы: https://uquiz.com/quiz/3l5SSa.
Команда СберОбразования выясняла с ребятами, на каких этапах создания художественного произведения ИИ может быть полезен, где его вмешательство наиболее ценно. Исследование и выводы участников можно посмотреть на отдельной страничке http://ii-assistent.tilda.ws/ — ребята описали роли, которые может выполнять искусственный интеллект. Одна из этих ролей — помощник в генерации сюжетов, которую школьники применили на практике: попробовали сделать прототип фантастической книги вместе с цифровым ассистентом.
«Мы столкнулись с проблемой начинающего автора. Взяли в работу два сюжета для книги. Первый, про людей-свечей, сформировала одна из участниц и с помощью ИИ развивала, а второй, историю динозавра по имени Дракон, предложила нейросеть на основании запроса «Предложи сюжет для фантастической книги, где будут динозавры и драконы». Историю, которую школьница сочиняла в соавторстве, после консультации с экспертом удалось собрать как цельную. А вот идея с динозавром провалилась, потому что нагенерили много всего, но не смогли собрать в единую историю. Так пришли к выводу, что если у тебя как автора нет видения произведения, то чат-бот тебя скорее запутает», — поделилась Валентина Браташ, наставница проекта, младший научный сотрудник института когнитивных исследований СПбГУ и ведущий методолог СберОбразования.
Для издательства «Питер» участники разработали проект детской развивающей книги-путешествия об искусственном интеллекте, а для Библиотечно-информационного центра СурГУ — пространство «Библиотеки будущего».
Школьники занимались с преподавателями и экспертами из разных областей литературы и науки. Поработали с одной из самых известных современных русских писательниц Ниной Дашевской, писателем-фантастом родом из Югры Евгением Борисовым и писателем-фантастом, критиком и редактором Аркадием Рухом. Лекции и семинары провела доцент кафедры общего языкознания имени Л.А. Вербицкой СПбГУ Елена Риехакайнен и писатель, доцент РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Модестов, который также является членом научного общества имени Лейбница и председателем Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в Санкт-Петербурге. Программа также включала мастер-классы от автора произведений из Сургута, к.б.н. Натальи Ракшиной и Вадима Пугача, поэта, писателя, члена союза писателей Санкт-Петербурга и жюри конкурса Национальной Литературной Сети, преподавателя института педагогики СПбГУ и литературных программ образовательных центров «Сириус», «Интеллект» и «Академия талантов».
В СурГУ для школьников прошли занятия в лабораториях и научных центрах: Симуляционном центре, лаборатории Центра химического инжиниринга и Этикет-центре, Зоологическом музее и лаборатории кафедры робототехники и «Умной энергетики», а также на ситиферме. В историческом парке «Россия — моя история» ребят ждали увлекательные рассказы о событиях Второй мировой войны, эпохе династии Рюриковичей и Романовых. А в Сургутском краеведческом музее школьники погрузились в историю и культуру региона, узнали о жизни коренных народов ханты и манси, изучили рельеф Югры и расположение городов на Оби.